Канализация - это просто. Водосточная система. Бытовые насосы. Постройки. Канализационные трубы
  • Главная
  • Выгребная яма
  • Сказка о разделах науки о языке. Лингвистические сказки на уроках русского языка. как средство повышения

Сказка о разделах науки о языке. Лингвистические сказки на уроках русского языка. как средство повышения

Лингвистические сказки на уроках русского языка как средство повышения интереса к - страница №1/2

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Стуковская средняя общеобразовательная школа»

Павловского района Алтайского края

Лингвистические сказки

на уроках русского языка

как средство повышения

интереса к предмету

Работу выполнила

учитель русского языка и литературы

Роговенко Татьяна Анатольевна

с. Стуково - 2010
Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).

Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:

Самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

Необычные условия работы;

Активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

На своих уроках я стараюсь использовать различные приемы, повышающие интерес учеников к русскому языку. Особое внимание уделяю лингвистической сказке. Особенно в 5-6 классах, в которых обучаются школьники 10-12 лет. В силу психолого-физиологических особенностей они очень подвижны, и, если нет выхода их энергии, быстро устают. В то же время дети не могут долго слушать объяснения учителя, подолгу писать: внимание многих недостаточно устойчиво. По этой причине при их обучении приобретает известное значение элемент занимательности. Так что едва ли не один из главных инструментов познания мира у детей этого возраста – сказка.

Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка.

Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, показ его практической значимости не могут быть оторваны от увлекательной формы подачи этого материала, эмоциональности и живости преподавания. Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, выступает как средство создания положительного фона всего урока, является опорой для развития профессиональной памяти.

Подача нового лингвистического материала через сказку может дать словеснику прекрасную возможность вырастить из "неразвернувшейся почки" детского разума прекрасный цветок сознания грамотного языковеда. "Сказочный" дидактический материал придает уроку яркую эмоциональную окрашенность, иллюстрируя "сухие" правила учебника. А пожинать результаты своих творческих поисков преподаватель может в виде сочиненных его подопечными лингвистических сказок. Итак, сказка повышает эффективность урока на всех этапах изучения материала. В данной работе показано то, как можно использовать сказки на лингвистическую тему при изучении морфологии в 5-6 классах.

Ориентируясь на возрастные особенности учащихся 5-6 классов, я попробовала на своих уроках «оживить» теоретические, абстрактные правила учебника, подавая теоретический материал через конкретные, а часто даже через визуальные образы героев лингвистических сказок. При этом интерес учащихся к урокам русского языка заметно возрастает. Кроме того, грамматические (лингвистические) сказки, являясь «проводником» между учеником и учебником, помогают формированию у детей абстрактного типа мышления. Главное – организовать работу на уроке так, чтобы каждый учащийся соотносил «сказочный» материал с теоретическим материалом учебника.

Сказки на уроках русского языка можно использовать по-разному:


  • в качестве дидактического материала;

  • как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее (лингвистическая сказка);

  • как вид работы по развитию речи (сочинение детьми лингвистических сказок при прохождении той или иной темы).
Чаще всего лингвистическую сказку я использую при объяснении нового материала. Проблемный вопрос может быть задан до или после прослушивания сказки. А уже после того, как ученики отвечают на проблемный вопрос, опираясь на иллюстрацию (схематическое изображение правила), они актуализируют полученные знания.

Как правило, уже в конце первой четверти ученики изъявляют желание выступить в роли сочинителей сказки. Эта лингвистическая ученическая сказка может быть вариантом той сказки, которую они слышали на уроке прежде.

Как показывает практический опыт, одной из тем, являющейся наиболее важной для формирования орфографических навыков, является морфология. Именно на изучение данного раздела науки о языке отведено наибольшее число часов в 5 и 6 классах, а также весь 7 класс. Для более успешного усвоения материала, его закрепления и повторения, на мой взгляд, в 5-6 классе можно использовать систему лингвистических сказок, подача материала в такой форме вполне соответствует возрастным особенностям учащихся данных классов, способствует проявлению интереса к предмету, развитию творческого потенциала учащихся.

Сказка не должна заслонять собою тот лингвистический материал, над которым работает учитель, "сказочное" определение должно "переводиться" на язык научный, которым написан учебник. Сказка может предварять ознакомление с теоретическим материалом учебника, при этом я обязательно ставлю перед детьми учебно-поисковую задачу, чтобы во время объяснения материала через сказку ученик не был пассивным слушателем, но был готов к тому, чтобы сделать определенные выводы, ответить на поставленные учителем вопросы. Лингвистическая сказка может также и следовать за ознакомлением с теоретическим материалом учебника. При этом также ставится учебно-поисковая задача перед детьми, однако в этом случае происходит уже не объяснение нового материала, а закрепление уже объясненного. Сказка может послужить и для актуализации знаний полученных учащимися ранее (в прошлом учебном году, в прошлом месяце и т.д.). В этом случае можно говорить о закреплении изученного материала с помощью сказки на лингвистическую тему.

Учащиеся могут не только воспроизводить сказки, услышанные от учителя на уроке, и перерисовывать "сказочные" рисунки в тетрадь. Я постоянно стимулирую детей к осознанному творчеству. Так, например, при изучении темы "Имя существительное" в 6 классе можно предложить учащимся дифференцированное задание, по группам:

1) составить рассказ о том, что нового узнали на уроке (не заучивать параграф, правило, а по-своему, как поняли, рассказать и привести в доказательство свои примеры);

2) тот, кому трудно выполнить первое задание, может о новой теме рассказать по учебнику;

3) для тех, кто любит творчество, задание другое - придумать сказку, нарисовать ее героев.

Лингвистическая сказка сразу же приковывает внимание учащихся к теме, помогает им увидеть основное в изученном явлении, легко запомнить главное. Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает учеников на активное ее восприятие, так как нужно не просто прослушать, но и искать ответ на заключенную в ней задачу.

Сказки на лингвистическую тему хорошо запоминаются, так как языковые понятия персонализируются в образах сказочных героев.

Даже единичное использование сказочного материала способно повысить интерес к урокам русского языка, однако если ребенок погружается на уроке в атмосферу сказочности, урок воспринимается им как занимательное путешествие по волшебной стране, где живут сказочные герои, то меняется не просто отношение к самому предмету, меняется и восприятие родного языка. Через использование системы лингвистических сказок приходит и возможность более успешного формирования орфографических и пунктуационных навыков, увеличения теоретического багажа учащихся.

В данной работе собраны сказки из различных методических пособий, что значительно облегчает работу учителя по их применению на уроке.

Сказки к разделу

«Морфология»

Бал в сказочной стране

Однажды ученики пятого класса решили отправиться в страну Русского языка. Принцесса Морфологии устроила в честь ребят бал в королевском дворце.

Первым принцесса представила маленького аккуратного и очень серьёзного старичка. Его звали Существительным. Старичок сказал: "Я самая нужная часть речи". Принцесса только улыбнулась. Вместе с принцессой заулыбался молодой и очень красивый юноша: "Я, Прилагательное, а рядом со мною Глагол". Ребята с интересом посмотрели на подвижного дяденьку, который не мог спокойно стоять на месте. Тут подбежали Местоимения и хором заявили: "Мы, ты, я - лучшие друзья". Затем пришла очередь знакомиться с Числительным - это была пожилая женщина в платье, вышитом цифрами, в руках она держала счёты. Тут раздался шум, и расталкивая всех на своём пути, к ученикам подбежал Глагол. Он тащил за собой улыбающегося человека: "Вот, познакомьтесь, мой лучший друг. Его зовут Наречие. Только он может обозначать признак действия, которое я произвожу". Подошла последняя гостья- её звали Междометие. Она сразу заохала: "Ах, какие прекрасные дети".

Праздник подошёл к концу. Ребята поблагодарили принцессу и сказали, что они навсегда запомнят её подданных - самостоятельные части речи.

На балу у принцессы Морфологии

В некотором царстве, в некотором государстве стоял город. И назывался он Морфология. Правила в этом городе принцесса Морфологии.

Задумала принцесса устроить бал и пригласила на него все части речи.

Никто не отказался от приглашения, все поспешили на праздник.

Вот зазвучала музыка, Гости разбились по парам: Существительное с Прилагательным, Глагол с Наречием, Местоимение с Предлогом, Союз с Частицей.

Потанцевали они, повеселились, а затем затеяли спор: кто из них важнее и нужнее? Чуть до драки дело не дошло.

Тут вмешалась принцесса Морфологии и сказала: "Кто из вас сумеет рассказать о нашем городе Морфологии с помощью только своей части речи, тот и победит в споре".

Все части речи попытались это сделать, но у них ничего не вышло, рассказ не получился.

Встала принцесса Морфологии с трона и сказала: "Теперь вы убедились в том, что все части речи важны и нужны. И больше никогда не ссорьтесь в моём городе!"

С тех пор все части речи в городе Морфология стали жить дружно.


В стране Морфологии

Жило-было существительное одинокое,

На короля Русоведа

Исправно оно служило.

Вот однажды явилось к нему прилагательное-

Змей - Горыныч Трехглавый Всезнательный.

Тут каждая глава начала хвастать,

О свойствах своих рассказывать.

Вот первая глава гласит,

Всему миру говорит

Я всем всегда принадлежу,

Работой очень дорожу.

И вторая решила глава,

Что на свете живет не зря,

Доложит она всегда

О месте и весе,

Сколько времени, из чего

Состоит существительное уж давно.

Третья глава от них не отстает

И речь на приеме такую ведет

Я сравниваюсь всегда, во всем,

Превосходную степень имею притом.

Выслушало существительное прилагательное,

Заключило договор соглашательный.

Прилагательное теперь по нему

Существительному предаст красоту,

Будет признаки оно называть,

Существительному в окончаниях угождать.

А головы Змея в разряды образовали

И имена ему странные дали

Одно назвали притяжательным,

Другое относительное,

А третье – качественное.

И зажили они прекрасно,

И в Русиче стало все ясно.
Как Морфология порядок навела

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха – никакого порядка!

Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак. Всё плохо получается. «Без командира не обойтись, - решили слова. – Призовём-ка мы на помощь Морфологию!»

Кто из вас обозначает предмет? – спросила Морфология у слов.

Мы обозначаем предмет, - ответили одни.

А какие формы у вас есть?

Род, число, падеж.

А что вы умеете делать?

Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.

Становитесь под знамя «Имя существительное»! – приказала Морфология.

А мы обозначаем действие, имеем наклонение, вид, залог, изменяемся по временам, лицам и числам, в предложении можем быть сказуемыми! – отрапортовали другие слова.

Становитесь под знамя «Глагол»! – ответила Морфология.

Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.

Так с помощью морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.

Морфология – командир над всеми частями речи. Вместе с Синтаксисом входит она в Королевство Грамматика. Королём в этом Королевстве является могущественный Язык, а королевой – мудрая Грамматика.

У королевы свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна – строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Союз, Частица, Междометие.

(В.Волина)

Сказки к теме

« Имя существительное»

Таинственная незнакомка

"Кто-то позвонил. Дверь отворилась, и в нее выглянула пригожая, миловидная буква (не скажу - какая, догадайтесь сами).

Здесь живет такая-то буква?


- Не могли бы вы сейчас поработать?

А как?


- Постоять в начале слова. Слово-то, понимаете, начинается, и надо, значит, в самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило...

В начале слова не работаю.

А тогда вот: место есть - между согласной буквой и буквой А, надо там поместиться и, значит...

Простите, в таких местах не бываю.

Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга?

Какие это буквы, будьте добры?..

Первая - Н, а за ней -Ч.

Нет, туда не пойду.

А после Ч? Перед Т?

Если в глаголе - тогда с удовольствием.

Нет, в существительном.

Ничем не могу вам помочь.

Дверь захлопнулась.

Какая это была буква? И как понять: в глаголе ей можно, а в существительном - не хочет?"


Волшебник Существительное

Д
Часть речи

Имя Существительное
ети подошли к аккуратному маленькому домику. На калитке висела табличка:

За забором все увидели маленького седобородого старичка в высоком остроконечном колпачке. В руках у него была тоненькая палочка.

Неужели волшебник? – подумала вслух Катюша. В ответ на это старичок взмахнул палочкой и превратился в кошку!

Ох! – дружно вздохнули Катюша и Женька Апельсинкины.

Дедушка! – закричала Катюша.

Я не дедушка, а Имя Существительное.

А вы можете превратиться … ну в дерево, например?

Пожалуйста, - ответило Имя Существительное и превратилось в дерево.

А в коня? В коня – можете? – восхищённо завопил Женька.

Нет проблем! – И он стал конем.

Извините, пожалуйста, а не могли бы вы превратиться в Золушку? – застенчиво попросила Катюша.

Ну, конечно, могу.

Ах! Какая красивая Золушка получилась!

А можете вы превратиться в чайник? – попросил Женька.

Разумеется! Я могу превратиться в любой предмет.

Что это такое – предмет? Я не понял! – сказал Женька.

Очень просто, ПРЕДМЕТАМИ называют все вещи, все растения, явления природы, города, сёла, машины.

Люди, животные, насекомые – это тоже ПРЕДМЕТЫ.

Итак, запомните, друзья: ВСЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ПРЕДМЕТЫ. – ЭТО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Вслушайтесь в моё имя: Существительное – то есть обозначающее всё, что существует.

На вопрос ч т о? отвечают неживые предметы, то есть неодушевленные (цветок, мяч, машина и т.д.), а на вопрос к т о? – живые, то есть одушевленные.

Волшебник Имя Существительное взял волшебную палочку и нарисовал Катюшу.

Женька! – обиженно загудела Катя. – Смотри, он меня нарисовал. Скажи ему, я – Катя, девочка, и совсем никакое не имя существительное!

Ты сама, конечно. Не часть речи, а слова, которые ты назвала: Катя, девочка, - всё это существительные. Имя твоё Катя – тоже существительное, только о нём говорят ещё, что это имя СОБСТВЕННОЕ. И Женя – имя собственное, оно его и ничьё больше. А фамилия – Апельсинкины – тоже имя собственное, ваше имя собственное. И все клички животных – тоже имена собственные. И названия городов, деревень, журналов, улиц. Запомните: ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ ВСЕДА ПИШУТСЯ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. А все остальные существительные называются НАРИЦАТЕЛЬНЫМИ и пишутся с маленькой буквы, если, конечно, они не начинают предложение.

(В.Волина)
Как у существительных род появился

Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да настолько похожими, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет награждён».

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.

Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не смогли разделить их до конца. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. (Туда попали стул, и стол, и дом, и мир, и много других). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попали земля, луна, весна и многие другие). А те, что остались неопределёнными, пусть станут среднего рода». (Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода.)

Вот так род у существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом.

(В.Волина)

Друзья спешат на помощь

Среди частей речи прошёл слух, что заболело Имя существительное. Его приятели, Прилагательное и Местоимение, всегда готовые помочь и поработать вместо любого имени или вместе с ним, отправились проведать своего товарища. Пришли. Смотрят, а Существительное лежит и стонет.

Что с тобой? – спрашивают друзья.

Всё ужасно! Даже род мой, старинный род, путают многие ребята.

Да, – задумались Прилагательное и Местоимение. – По правде сказать, хоть род у тебя и старинный, а определить его и в самом деле бывает порой трудно.

Ну что вы! – возмутилось Существительное. – Ученик – он. Значит, мужской род. Ученица – она. Значит, женский род.

Так ведь это одушевленные существительные со значением лица. А как быть с такими, как, например, бассейн, море ?

Вздохнуло Существительное:

Здесь смотрите на окончания! Всё теперь они решают: если -а (-я) – женский род, -о (-ё) – средний, нет окончания – мужской.

И ничего не решают! – затараторило Местоимение. – У стола, около стола – окончание –а. Значит, это существительное женского рода?

Тут Существительное потеряло терпение:

Окончания считаются со мной только тогда, когда я в главной роли, в роли Подлежащего, стою в именительном падеже.

Сказало так Существительное и ещё больше помрачнело из-за того, что ему напомнили, что всё-таки не всегда род его можно узнать по окончанию.

Послушай! – воскликнули Прилагательное и Местоимение (как будто подслушали его мысли). – Не грусти! Мы тебе поможем. Постараемся не оставлять в одиночестве, будем с тобой рядом и поможем определять твой род: интересная книга, моё яблоко, твой класс . Можем даже вместе помогать ребятам узнавать твой род: мой верный конь, эта большая лошадь. Особенно мы пригодимся при определении рода таких слов, как тихоня, грязнуля, лакомка, задира . Их род можно узнать только когда мы стоим рядом: большой грязнуля и большая грязнуля, эта задира и этот задира.

Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать.

(В.Волина)

Откуда пошли названия падежей

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

Родился – стал Родительным.

Пока был малышом, ему всё давали, и он стал – Дательным .

Но он был ещё и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал – Винительным.

Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал – Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь – Предложный .

Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом:

Именительный, Родительный,

Дательный, Винительный,

Творительный, Предложный.

(В.Волина)


Кому нужны падежи?

Ходили по всей Морфологии странники, а звали их Падежи. Всего их было шесть. Долго бродили они по свету в поисках приюта, пока не пришли в город, где жили Существительные. Рассказали они Существительным о своей удивительной способности изменять слово по падежам.

Не может быть! – не поверили Существительные.

Хорошо, проведём эксперимент. Возьмём существительное дождь, оно и так бесцеремонно капает на нас, - сказали Падежи. – А теперь просклоняем его. Не бойся, дождь, это не больно.

И мгновенно они показали изумлённому дождю шесть его форм.

Было воскресенье, и в гости к Существительным приехали Прилагательные, Местоимения и Числительные.

И что, это любой из нас может стать таким восхитительно разным? – с надеждой спросило случайно проезжавшее мимо Наречие.

Нет, - честно ответили Падежи, - не любой. Неизменяемые части речи и формы слова – вот ты, Наречие, Инфинитив, Несклоняемые Существительные и некоторые другие – не смогут измениться, даже если бы захотели.

Существительные пришли в восторг и решили никогда не расставаться с Падежами. А Падежи не гордые – их на всех хват. Правда, только на всех тех, кто способен изменяться.

(В.Волина)


Кого склоняет Склонение?

В государстве Морфология в городе Существителенске жили вельможи Существительные. Они говорили, что им все подчиняются, а они никому.

И вот появилось поблизости Склонение и начало всех подряд склонять. Даже существительное просклоняло. Королю Морфу это понравилось, и решил он взять Склонение к своему двору на должность губернатора города Существителенска. Склонение смело принялось за работу. Сразу же оно разделило город на три больших округа. Падежи и Окончания помогали губернатору. В каждом округе жили слова, которые обязаны были безоговорочно подчиняться губернатору.

Правда, не обошлось и без недовольных. Они решительно отказались подчиняться губернатору, поэтому их выдворили за пределы трёх округов. Жили они бедно, им никто не помогал, никто даже не хотел узнавать их в лицо. Что же это за смельчаки такие? Это несклоняемые, которые так и не склонили головы перед губернатором; это разносклоняемые, которые не знали, где же им можно преклонить голову. Так и живут до сих пор.

(В.Волина)

Сказки к теме

«Глагол»

Неверные Е и И

Как во городе то было в Морфологии.

Как явились- то на улицу глаголов-то,

Да явилися туда два брата,

Два брата И и Е.

Да как стали-то глагольные окончания путати,

Глагольные окончания путати-перепутати,

Да во времени да настоящем,

Настоящем да во будущем.

Как узнала-прознала о том свет княгинюшка,

Свет княгинюшка свет Морфоложечка,

Как узнала она о том – рассердилася,

Рассердилася она да разгневалась.

Приказала Спряжению явитися,

Явитися Спряжению, слуге верному.

Как призвала-то она его да наказывала:

Хулиганов неверных Е и И отыщите,

Отыщите и о наших правилах расскажите.

Три дня их Спряженечко отыскивало,

Три дня отыскивало да три ноченьки.

Отыскало их все-таки Спряженечко,

Отыскало и себе их тут же подчиняло.

Вот былинушке конец,

А кто слушал – МОЛОДЕЦ!

Вот, ребятушки, вам сказочка

Не простая, а с загадочкой.

Тут вы название орфограммы найдите

И сказочку правилом заключите.

Хулиганы Е и И

Однажды из страны страхов учеников (Ошибкоопасной страны) прибыли хулиганы Е и И в страну Глаголию. Стали хулиганы в личные окончания глаголов залазить, да так, как им вздумается.

Полились тут красной рекой чернила в ученических тетрадях. Не понравилось это королю Глаголу, обратился он к принцессе страны Русского Языка Грамотейке с просьбой, чтобы издала она такой закон, по которому Е и И знали бы всегда свое место в окончаниях глаголов. Подумала, подумала Грамотейка и издала такой указ:

Вы, ребята, не глупите,

Ведь для первого спряжения

Е подходит несомненно.

Во втором пишите И.

Все! Внимательно пиши!

А дядюшка Спряжение решил уточнить и сообщить ребятам, что ко второму спряжению относятся все глаголы на –ИТЬ, а к первому – все остальные глаголы.

Е и И ничего не оставалось делать, как подчиниться данному указу, но все же иногда они вопреки всем правилам меняются местами, создавая глаголы исключения. Только вот какие это глаголы я, ребята, забыл. Может, вы помните? Назовите их.

Вот видишь, ты само себе и имя придумало, будешь окончанием. А так как ты скромное, поэтому и образовывать будешь только формы слова, значения слов при этом не изменяя.

Вот так в Русском языке появились части слова: Приставка, Корень, Суффикс, Окончание. Знайте их, ребята, и запомните их роль в словах


Город Глаголов

В тридевятом царстве, в невиданном государстве находится страна Русского Языка. Проберемся мысленно туда.

На троне сидит Глагол в Повелительном наклонении, вокруг него стоят слуги короля – лентяи Глаголы в Условном наклонении.

Король приказывает: "Принесите мне мою мантию!" А слуги отвечают: "Принесли бы, да не выспались".

Так и течет время в этом городе.
Глагол и его друзья

Жил-был Глагол.

И вот однажды он решил, что каждый должен обязательно приносить какую-нибудь пользу людям. И пошел он по белу свету счастье искать. Шел, шел, видит – сидит Существительное на камушке и плачет.

Что ты так пригорюнилось?

Да вот, живу-живу, а для чего – не знаю. Никакой пользы не приношу.

Пойдём вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.

Шли, шли и встретили Прилагательное: грустное, тихое, молчаливое.

Что ты кручинишься, Прилагательное, и почему одиноко сидишь здесь?

Не к чему мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.

Пойдем с нами счастье искать.

Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в огромном сказочном городе Грамматика. Там все что-то делали, трудились – скучать было некогда.

Их встретили очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении.

Друзья наши с радостью согласились. С тех пор Глагол работает сказуемым. Он отвечает на вопросы: Что делать? Что делает? Что сделает? И др. Существительное получило сразу две должности. Оно служит иногда подлежащим, а иногда – дополнением (в зависимости от своих начальников – падежей).

А Прилагательное работает в предложении определением. Оно всегда тут как тут, когда нужно получше определить какой-нибудь предмет.

С тех пор улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле!

(В.Волина)


Неразлучные друзья

Нередко на Глагол нападала грусть из-за того, что мало было у него настоящих верных друзей.

И вот шел он как-то печальный, понурив голову, по берегу реки. Вдруг слышит – кто-то плачет. Подошел он поближе и видит: сидит на камне Приставка и заливается горючими слезами.

Что ты плачешь? – спросил Глагол.

Как же мне не плакать? – сказала в ответ Приставка. – Мне так плохо одной жить.

Ну так давай дружить, и мне веселей будет.

Согласна! – с радостью воскликнула Приставка, утирая слезы. – А у тебя есть братья?

Да и очень много, но все они живут в разных местах: прыгают, бегают. Поют, кричат, дерутся…

Давай я познакомлю их со своими сестричками-приставками, если мне удастся их всех собрать: одна где-то над, другая – под, третья – за, четвертая, кажется, - в…

Наконец приставки перезнакомились с глаголами и стали навек неразлучны. Так им понравилось дружить. И выросли у них дети, много детей…

Теперь, ребята, вы понимаете, почему глаголы с приставками пишутся слитно?

(В.Волина)

Инфинитив

Смотрит Инфинитив, как спрягается Глагол, и говорит:

Эх, вы, разве так надо спрягаться?

А как? – спрашивают глаголы. – Ты покажи.

Я бы показал, - сокрушается Инфинитив, - только у меня Времени нет.

Время мы найдём, - обещают глаголы. Какое тебе – Настоящее, Прошедшее или Будущее?

Давайте все. Да не забудьте про Вспомогательный Глагол.

Дали Вспомогательный Глагол. Спрягается вспомогательный глагол, только окончания мелькают. А Инфинитив и буквой не пошевелит. Зачем ему буквой шевелить, зачем ему самому спрягаться? Он – Инфинитив, у него нет Времени.

(Ф.Кривин)
Спор великих, или к чему клонят Наклонения?

Жили-были брат и сестра – Саша и Маша. Они были ужасно любопытны и однажды ночью решили посмотреть и послушать: что такое происходит в их учебниках? Осторожно раскрыв учебник русского языка, они увидели на одной из страниц трех маленьких человечков. Незнакомцы сидели на строчках, свесив коротенькие ножки, и оживлённо о чем-то спорили. Дети, склонившись, затаили дыхание, и скоро до них донеслась энергичная, торопливая речь.

Человечки были забавны и величественны одновременно, и каждый так и сыпал своими любимыми глаголами. Очень скоро Саша и Маша догадались, что перед ними Наклонения Глагола.

Вот что удалось услышать:

Первым взяло слово Изъявительное наклонение :

Моё название связано со словом явь , т.е. действительность. Я двумя ногами стою на земле. Никаких фантазий! Мои формы обозначают только действия, которые на самом деле происходили, происходят или будут происходить .

Только я даю глаголу возможность, которой все так завидуют , - возможность путешествовать во времени: жить настоящим, проникать в прошедшее и переноситься в будущее!

Но мне очень непросто: когда я работаю , приходится всё время помнить о тысяче мелочей, которые оказываются вовсе не мелочами. Например, что глаголу совершенного вида я должно предоставить десять форм для путешествия во времени, а глаголу несовершенного вида – целых шестнадцать (кстати, догадайтесь, почему) или о том, что моё лицо можно увидеть только в настоящем и будущем, а в пошедшем времени лица не разглядеть. И нужно не забыть подарить глаголу в прошедшем времени род – в утешение.

Страшно подумать, что получится, если я всё перепутаю!

И ещё приходится следить, чтобы на все случаи жизни у меня было число: без него я вообще перестану существовать.

Теперь вы, конечно, понимаете , что я – наклонение главное, а без остальных можно и обойтись.

Но тут заговорило Условное Наклонение:

Я не хотело бы , чтобы меня сочли нескромным, но если бы меня не существовало, люди никогда не узнали бы , что могло бы произойти, если бы всё сложилось иначе. Условия играют и в нашей жизни, и в человеческой такую важную роль!

И если бы я не предлагало глаголу несколько своих форм, как бы люди мечтали ?! Одной реальности так мало! Когда-то меня звали Желательным Наклонением. Это потому, что я помогаю людям выражать их желания. И у меня они тоже есть. Иметь бы время, чтобы помечтать самому! Я бы мечтало с утра до вечера! Но у меня нет времени , и, значит, мне очень некогда. Вы хотели бы знать, чем я так занято? Мне нужно образовывать целых четыре формы от прошедшего времени с помощью частицы бы ; я должно успевать подставлять эту частицу к глаголу прошедшего времени то справа, то слева и всегда знать, как ему удобнее на этот раз. И я всё время подсказываю этой частице, когда ей больше идет оставаться с гласной, а когда лучше без неё. Что б она без меня делала , чем бы занималась , эта бы ! А ещё я должно уметь даже совсем неопределенную форму превращать в свою собственную. Эх, отдохнуть бы ! Что бы там ни говорили , а моя работа – самая заметная, и многие досаждают мне своим вниманием. Когда мне хочется от всех скрыться, я маскируюсь: прячу свою любимую бы в подчинительный союз, чтобы меня никто не узнал .

Я очень ловкое наклонение! Поговорить бы ещё! Но нет времени .

Вдруг Сашу и Машу заметило Повелительное Наклонение . Оно обратилось прямо к ним:

- Не верьте им , ребята, не верьте ! Это же просто смешно! Давайте вместе посмеёмся ! Слушайте только меня. Вы смотрели мультфильм «В стране невыученных уроков»? Вспомните : там был такой персонаж – Его Величество Глагол Повелительного Наклонения. Так вот это я! Я о-о-очень могущественное! Захочу – и прикажу все, что захочу! А если буду в хорошем настроении, то могу и попросить, и даже дать совет .

Я очень настойчиво и полно энергии: вечно от кого-нибудь чего-нибудь добиваюсь. У меня всё для этого есть! Подумаешь, число ! Подумаешь, лицо ! Есть у меня и то, и другое. Ну, правда, лицо чаще всего второе . Ну и что?

А зато сколько всяких частиц у меня на службе! И пусть , и пускай , и да , и давай … Пусть каждый знает : с помощью этих частиц я образую самые разные формы: и от 3-го лица, и от 1-го! Давайте это признаем . Но всё это так, хобби, развлечение. У меня есть мои основные формы. И когда глагол их выбирает, то он говорит: «Слушайся повелительного наклонения!» или «Слушайтесь! », если слушающихся много или глагол хочет подчеркнуть особое уважение к собеседнику.

Три наклонения ещё долго спорили бы между собой, если бы им не пришло в голову заглянуть в тетрадки к Саше и Маше. Каждое из наклонений при этом словно заглянуло в десятки зеркал, потому что увидело себя там много раз.

Ура! Я живу и работаю ! – образовалось Изъявительное наклонение. – И вы живете и работаете рядом со мной!

Вот бы нам подружиться и перестать хвастать ! – размечталось Условное Наклонение.

Тут показало свой характер Повелительное Наклонение:

- Помолчите немного! – заявило оно. – Давайте лучше послушаем , что скажут о нас дети.
А, дети? Что бы вы сказали трем наклонениям? Как бы вы их помирили?
Откуда появились глаголы-исключения

Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на –ить, а I спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть . Пришли они к царю с просьбой:

Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

Что случилось?

По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители – в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.

Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на – ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжении. Запомните их, ребята!
Сила любви

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если ты докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой домой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.

(по Ф.Кривину)
Как глаголы дом построили

Добрый день, Глагол! Как жизнь? – остановила его Категория вида.

Хорошо живу. Работаю. Вот начинаю дом строить . Осенью новоселье будем справлять.

Дело доброе. Удачи тебе!

Привет, Глагол! Как дела?

Дела идут, всё работаю. Продолжаю строить дом. Всё лето строил , сейчас строю , да и зимой, наверное, буду строить .

Отчего же так? Ведь холода на носу.

Да дело-то нелегким оказалось. Ежедневно с утра и до вечера строю , а работа к завершению не идет.

А ты не забыл, дорогой, что у тебя и в Грамматике вид несовершенный. Такие глаголы результата действия не выражают. Трудятся они постоянно, изо дня в день, но достигнуть желаемого предела не могут. Вот и ты строишь-строишь свой дом, а построить всё-таки не в состоянии.

Так что же мне теперь делать?

Я помогу тебе, пожалуй. Есть у меня волшебное зеркальце. Посмотрись в него, посоветуйся со своим отражением. Может, что-нибудь и придумаете.

Взял Глагол зеркальце, прибежал домой, стал на своё отражение смотреть. Смотрит и удивляется: вроде бы это и он, Глагол, и вроде бы не совсем он.

Ты кто? – спросил Глагол у Незнакомца.

Я твой другой вид.

Это какой же другой?

Долго судили-рядили Глаголы совершенного и несовершенного вида, как им быть, и решили, что надо им жить и работать вместе, действовать сообща: что один делает, другой до конца доводит. И закипела у них работа: коли крышу красят – обязательно всю её выкрасят, если задачу решают – непременно решат , какой бы трудной она ни была. И дом они в конце концов построили . Дружно работают Глаголы совершенного и несовершенного вида, часто видят их вместе. Их так и зовут теперь: видовая пара.

(по И.Постниковой и др.)


Наклонения Глагола

В некотором царстве, в морфологическом государстве жил-был Глагол. И было у него три сына, три наклонения – Изъявительное, Повелительное, Условное. Они постоянно сопутствовали Глаголу и помогали ему выполнять его морфологические обязанности. Но не было лада между сыновьями: они ежедневно спорили о том, кто из них больше и чаще помогает отцу.

Вот однажды Глагол надел парадную неопределенную форму и отправился с сыновьями осматривать свои владения, но резвый конь сбросил его на полном ходу.

Меня надо поднять , - проговорил Глагол, пытаясь встать.

- Поднимите его! – приказал старший сын Глагола – Повелительное наклонение.

Я бы поднял , да условий для этого нет, - развел руками средний сын – Условное наклонение.

А младший сын – Изъявительное наклонение – крикнул отцу:

Сейчас подниму !

Соскочил с коня и поднял отца.

С тех пор Глагол берет с собой Изъявительное наклонение охотнее, чем другие. Спорить братья перестали – и так ясно, что Изъявительное наклонение чаще бывает нужным отцу Глаголу: ведь вместе с ним Глагол может обозначать действие, которое действительно происходило, происходит или будет происходить.

(по И.Постниковой и др.)

Сказки к теме

«Причастие»

И

«Деепричастие»

Как причастия появились

Жили-были на свете одинокие суффиксы –УЩ-, -ЮЩ-, –АЩ-, -ЯЩ-, - ВШ-, -Ш-. Скучно им было жить на белом свете. И решили они пойти за советом к Глаголу. Рассказали ему о своём житье-бытье.

Отвечает им глагол:

Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть, - основу.

Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник – Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.

Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.

Спасибо, доброе Прилагательное!

И суффиксы, взяв подарки, счастливые, отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Один из братьев предложил:

Давайте жить так, как нам хочется, будем веселиться, никого не будем слушаться.

Остальные братья согласились, очень уж захотелось побыть беззаботными, свободными. Забыли они, что в их большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом, надо думать и заботиться и о других. Но недолго им удалось полентяйничать.

Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное. И решили они наказать не причастных ни к чему бездельников. Глагол сказал:

Называться теперь будете причастиями. А за ваши проказы оставляю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего. Ну и ещё, так и быть, оставлю вам два вида – совершенный и несовершенный.

А я наказываю вас тем, что вы будете вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам, - сказало Прилагательное.

С тех пор не забывают причастия о Глаголе и Прилагательном. Погрустили они, погрустили, да делать нечего, надо трудиться. Больше ничего плохого никто за ними не замечал. И части речи простили их. Прощать-то тоже надо уметь!

(В.Волина)


НЕ с причастиями

Возгордилось слово НЕ, что оно может придавать отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам, а с существительными, прилагательными, причастиями и наречиями пишется так, как захочет.

Оскорбилось Причастие, достойно вступая в спор:

Я самостоятельная часть речи, мне и решать, когда писаться с НЕ слитно, а когда – раздельно.

НЕ не уступает в споре.

Если Существительное, Прилагательное, Наречие и Вы, уважаемое Причастие, без НЕ не употребляетесь, то я присоединяюсь к вам, и вы не возражаете. Это верно? Даже глаголы не осмеливаются без меня употребляться.

Здесь я полностью с Вами согласно, - спокойно ответило Причастие.

Если слово можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением, то вновь вам без меня не обойтись, - продолжало горячиться НЕ.

Но позвольте! – воскликнуло Причастие, - здесь я не могу с Вами согласиться! Это не мой случай! Синонимы не оказывают на меня своего волшебного влияния. Я употребляюсь с Вами слитно, если я одиноко в предложении, когда при мне нет зависимых слов. В этом случае я испытываю дискомфорт, уж извините…

А когда со мной мои друзья – зависимые слова, я чувствую себя уверенно, свободно и готово к любым свершениям. И пишусь я в этом случае раздельно.

А ещё союз а…

А препротивный Союз а навсегда отделил меня от частей речи.

Почему «препротивный» Союз а ? Он очень мил и к тому же очень влиятелен. Стыдиться его присутствия в предложении и влиянии на меня я не буду. Союз а разделяет даже предложения…

Что же Вы замолчали? Кстати, Местоимения отрицательные более уважительно относятся ко мне. Им не нужен предлог, чтобы писаться отдельно. Им нужен только Предлог между нами.

Кстати, о раздельном написании… Когда я благодаря жёсткой диете превращаюсь в краткую форму, то пишусь раздельно с НЕ . И в том моё отличие от кратких прилагательных, которые целиком и полностью зависят от того, как будет писаться с вами слово в полной форме.

На этом спор и закончился.

(Виталий Поляков, Тамбовская область)
Как Причастия с Прилагательными подружились

Давно это было… Стояла в лесу избушка. И жили в ней Прилагательные. А по соседству с ними бродили в лесу Причастия. И не было у них ни хлеба, ни крова.

Вот собрались как-то Причастия на совет решать, как дальше жить. Посоветовались и решили проситься на постоянное жительство к Прилагательным. Пошли они к избушке, где Прилагательные жили, постучали а в ответ услышали:

Кто там?

Это мы, Причастия.

Что вам нужно?

Пустите нас к себе в избушку, мы хотим вместе с вами жить. Будем помогать, чем сможем.

Идите лучше к Глаголам, - отвечают Прилагательные, - ведь вы глагольного происхождения.

Но ведь мы родня вам, - просят Причастия. – И относимся мы всегда, как и вы, к Существительным, и по родам по-вашему изменяемся, и по числам, и по падежам. Куда уж ближе! Недаром некоторые ученики нас с вами даже путают.

Посоветовались и ответили так:

Мы пустим вас, только отбросьте приставку и одно Н из суффикса.

Причастия согласились, хотя и не без колебания. Зато с тех пор стали жить Прилагательные и Причастия в большей дружбе, вместе ходят на работу.

(В.Волина)


Страдания Страдательного Причастия

Всеми обиженное, всеми униженное. Никем не привеченное, почти не замеченное – бедное, бедное Страдательное Причастие! Теперь оно – Причастие прошедшего времени, и всё у него в прошлом. А ведь было время… Это и многое другое расскажет Страдательное Причастие, если вы внимательно прислушаетесь к разговору его с Существительным, которое находится при нём в качестве дополнения.

Ах, не говорите, не говорите! – вздыхает Страдательное Причастие, обращаясь к Существительному, которое вообще молчит. – Одни страдания!

Существительное пробует кивнуть, Страдательное Причастие не позволяет ему даже этого.

Не говорите, не говорите! – развивает оно свою мысль. – Самое дорогое, что у меня есть – это два Н в суффиксе. И вот, стоит мне появиться в тексте без Приставки или хотя бы без Пояснительного слова, как я сразу теряю одно Н и меня называют прилагательным. Но ведь хочется побыть и одному. Разве это жизнь?

Существительное стоит перед Причастием в винительном падеже, словно это оно виновато, что у Причастия всё так неудачно складывается. А Страдательное Причастие продолжает:

И главное, никакого просвета, никаких надежд… Даже будущего времени у нашего брата причастия не бывает. А как прикажете жить – без будущего? Вот потому мы и страдаем.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

КИРОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАЗИЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Лингвистические сказки

Учитель русского языка и литературы

Сказка «Путешественница»

Жила-была буква «А» – первая буква алфавита и манила ее волшебные острова науки.

Она отправилась в путешествие и попала на остров Фонетика. Волшебник этого острова превратил ее в гласный звук А.

На острове Орфография она вошла как чередующаяся гласная в корнях – лаг-, -кас-, -гар-, -раст-, -рощ-. Маг словообразования превратил ее в суффикс –а-.

На острове Синтаксис ее превратили в союз и дали название противительный. Здесь подружилась она с однородными членами предложения и со сложносочиненными предложениями.

Довольная своим путешествием, она вернулась в алфавит.

«Спор приставок»

Родились в стране Словообразования две сестрички: приставки пре- и при- и стали спорить, какая из них значимее.

Приставка пре-, хвастаясь говорила: «Я равна слову очень. Я и предобрая, и прелюбопытнейшая! А еще я равна приставке пере-, могу преградить и прервать».

Не уступила в споре и приставка при-: «Посмотри, у меня аж четыре значения: я могу быть приморской, могу приплыть, приостановиться и приоткрыть какую-нибудь тайну»

Спор их разрешила мама: «Доченьки, Вы обе значимые части слова, главное, что бы ребята заколи Ваши значения и не ошибались при написании»

«Талантливый суффикс»

В стране Словообразование жил талантливый и трудолюбивый суффикс – ист.

Он виртуозно играл на музыкальных инструментах. Сядет за пианино и становится пианистом, возьмет в руки аккордеон – становиться аккордеонистом, виолончель – виолончелистом, гитару – гитаристом.

В спорте он ловким футболистом, волейболистом, метким баскетболистом, смелым хоккеистом.

А еще он любил делать людей красивыми и работал визажистом и стилистом.

А чтобы люди были сытыми он работал пиццеристом и сушистом.

Его талантом восхищались все жители огромной страны Словообразования.

Об авторе

Здравствуйте. Меня зовут Артём Лукашов, десяти лет от роду. Я ученик пятого класса. Учусь в самой замечательной СОШ №41. Живу в самом легендарном городе-герое Севастополе, в Крыму, Республика Украина.

Очень люблю наш Великий Могучий Русский Язык. Интересов масса: пишу сказки и фантастику, учусь играть на саксофоне, занимаюсь тхэквондо.

Сегодня-презентация моей лингвистической сказки. В нашем классе мало кто любит «русский язык». А я его просто обожаю. Это мой любимый предмет. Нас, современных учеников, мало чем можно удивить, а тем более заинтересовать. Особенно это касается правил, орфограмм, определений, которые в учебнике кажутся очень скучными и однообразными.

Я подумал и решил сочинить лингвистическую сказку, чтобы сделать правила более интересными, вызвать положительные эмоции в классе. Моя сказка создана по законам русского языка, по плану:

1. Присказка: Сказка - ложь, да в ней намёк!

2. Зачин: У кого ушки на макушке - всё усвоит, а кто уснёт - ни с чем уйдёт.

3. Сказочное действие: Сказка о Морячке, рыбке и Великом Русском языке.

4. Концовка: Без труда - не вынешь и рыбку из моря!

Думаю, она обязательно понравится и вам, и моим одноклассникам. Выношу на ваш суд своё творение. Но прошу, не судите строго - я только учусь. Спасибо.

Сказка о Морячке и рыбке

Лингвистическая сказка

«Сказка - ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»

Ставьте ушки на макушки - слушайте внимательно. Расскажу я сказку вам - просто замечательную. Так как город у нас - морской, то и сказка будет - про Морячка. Итак - слушайте. Сказка о Морячке и рыбке.

Жил да был Морячок со своею семьёю у самого Чёрного моря. Жили дружно, не тужили. Всё бы ничего, если бы однажды Морячок не закинул невод в пучину морскую и не пришёл бы невод с рыбкой золотою. Взмолился Морячок наш! Голосом молвит дрожащим: «Наконец-то, я нашёл тебя, рыбка! Помоги мне, дорогая, стать грамотным. Дело очень серьезное! Я очень хочу стать настоящим военным моряком, а Царь не берет меня на службу, пока я не выучу наш Великий Могучий Русский язык».

И поведал морячок рыбке свою историю о том, как он принёс Царю прошение, а тот, по мере того как читал его, становился всё серьезнее, а после - и вовсе разгневался!

«Ты чего написал, Морячок? Тельняшка - через букву «и», шинель - через букву «е», а ботинки - вообще, ужас! Ты что, Морячок? Ты слушай меня, дружок. Так вот, понимаешь, это Великий язык. В нём переставить местоимение, сказуемое и подлежащее - и появится интонация! Наша Маша горько плачет! Или, плачет наша Маша, горько! Ты, понимаешь, это же - поэзия! Это ж, былины! А есть предложения вообще в одно слово. Моросило. Вечереет. Смеркается. Ты чувствуешь, Морячок?

Когда, я читаю, что ты написал, я весь чешусь в самых скромных и нескромных местах от стыда за тебя. Тут же язык можно сломать, пока до конца абзаца доберёшься! Кто тебя учил? В школе? Не может быть! Наверное, ты «ковырялся в носу» на уроках и не слушал учителя? Ну да ладно! Дело поправимое.

Повтори правила написания и проверки безударных гласных в словах и виды предложений по эмоциональной окраске, которые передают чувства говорящего (радость, просьба, восторг, удивление). А ещё попробуй записать десять предложений, которые состоят из одного слова, будь то подлежащее, наречие или сказуемое. Хорошо? Вот и договорились! Посмотришь, когда ты это всё повторишь, тебе станет очень легко и учиться, и общаться. Выучишь - приходи! Возьму тебя служить Родине - Матушке! »

На том и порешили.


Внимательно выслушала рыбка нашего Морячка. А потом промолвила: «Помогу я тебе, друг сердешный. Слушай и запоминай. Придёшь домой, откроешь учебник по русскому языку для пятого класса, тридцать три раза прочитаешь всё, что тебе Царь велел, а затем положишь книгу под подушку на ночь и спи себе спокойно. Проснёшься - всё знать будешь!»

Поблагодарил Морячок рыбку и пошёл восвояси, набираться ума-разума. Всё сделал, как она сказала. И, о чудо! Всё получилось! Радости не было предела!

«Здорово! Классно! Ура!» - кричал Морячок. Царь простил нашего умника, взял на службу, дал жалование. И стал Морячок настоящим морским офицером. И служил своему народу долго-долго верой и правдой.

А рыбку он до сих пор вспоминает: «Хитрюга. Умница. Помогла. Спасибо!»

Отсюда итог: без труда - не вынешь и рыбку из моря!

Лингвистическая сказка - это очень интересный вид обучения, который лучше всего себя зарекомендовал для учеников младших и средних классов. С ее помощью можно увлекательно рассказать о правилах русского языка, членах предложения, различных частях речи. Это легко, интересно и познавательно.

Элементы лингвистической сказки

С помощью игры лингвистическая сказка объясняет правила и законы языка. Хоть она появилась на свет гораздо позже традиционных фольклорных сказок, у нее обязательно должны быть свои герои, элементы волшебства и сказочные превращения.Композиционно лингвистическая сказка состоит из присказки, зачина, самого действия и концовки. При этом характерной чертой является то, что в концовке обязательно делается упор на лингвистические понятия, которые вытекают содержания самой сказки.

Сюжет

Сюжет сказки обычно построен на каких-то конкретных лингвистических понятиях. Героями могут быть слова, части речи или буквы, которые живут в каком-либо царстве-государстве. Здесь у каждого героя сказки свой характер и свои правила жизни, которые подчиняются абсолютно всем правилам русского языка. Для лингвистических сказок непреложным условием должно быть знание лингвистического материала и родного языка, здесь недопустимы фактические ошибки.Характерная особенность лингвистической сказки состоит в том, что весь учебный материал преподносится учащимся в занимательной форме, что значительно облегчает процесс запоминания. Используя этот метод для закрепления, обобщения или повторения пройденного материала у ребенка активно задействуются все виды памяти – произвольная, оперативная, смысловая, неоперативная.

Виды лингвистической сказки

По своей структуре лингвистические сказки условно можно разделить на: - сказки-игры, которые основаны на активном участии школьников в сказочном действии;- сказки-упражнения, которые являются интересным дидактическим материалом; - информативные сказки, цель которых состоит в ознакомлении с новыми фактами и понятиями;- сказки, помогающие развивать речь ребенка (сочинение сказок самими учащимися).

Значение сказок в процессе обучения

Занимательные лингвистические сказки помогают сконцентрировать внимание учеников, повышают их творческую активность, создают идеальную эмоциональную атмосферу для общения, а самое главное, формируют стойкий интерес к процессу обучения. Если ученик погружается в сказочную атмосферу, то и сам урок становится похож на увлекательное путешествие по волшебной стране. Из-за этого меняется не только отношение к обучаемому предмету, сам родной язык воспринимается по-новому. Запоминание и закрепление пройденного материала происходит на уровне эмоций, что очень важно для поддержания интереса к учебе.


Криворожская общеобразовательная школа І-ІІІ степеней № 99


учитель русского языка и

зарубежной литературы

специалист высшей категории

Лысякова ТамараНиколаевна,

учащиеся школ ы

Кривой Рог-2017

Ингулецкий районный отдел образования

Криворожская общеобразовательная школа І-ІІІ степеней №99

л итературы, специалист высшей категории , старший учитель

Рецензенты: Младёнова А.Г., методист РОНО

Булгакова Н.Ю., директор КЗШ № 99

І. Особенности лингвистической сказки: 1
Лингвистическая сказка объясняет нам законы языка.
Ей присущи сказочные элементы, волшебные превращения, сказочные герои. Конечно, она очень многое взяла от фольклорной сказки.
Композицию лингвистических сказок составляют: присказка, зачин, сказочное действие и концовка.

ІІ. Отличие лингвистической сказки от обычной, фольклорной.
Лингвистическая сказка поучительна. Сюжет построен на лингвистических
понятиях. Она является разновидностью предметной сказки.
Герои – буквы или слова. Герои находятся в особенном месте – царстве, королевстве. Все они разные - сильные, добрые, капризные, непредсказуемые…
В лингвистических сказках нельзя допускать фактических ошибок (знание
русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно. А иначе вы сочините неправильную сказку).

ІІІ. Алгоритм написа ния лингвистическ ой сказк и
* Определите, на кого рассчитана сказка и в какой ситуации будет

рассказана.
* Выберите лингвистический материал, сведения о лингвистическом

понятии.
* Подумайте, какие герои будут действовать.
* Продумайте композицию, придумайте сюжет.
* Составьте план.
* Запишите сказку. Если необходимо, сделайте иллюстрацию.
* Проверьте, нет ли логических или фактических ошибок.
* Отредактируйте текст.
* Подготовьтесь к устному воспроизведению, продумайте, какие жесты

(телодвижения) будут уместны, как будет звучать голос.
* Прорепетируйте выступление.

І V . Сборник лингвистических сказок (авторские работы учащихся) 2

Лингвистическая сказка про морфемы

В королевстве Морфемике жили удивительные значимые единицы языка - самые наименьшие, без которых не могут существовать слова в русском языке, - МОРФЕМЫ. У каждой из них были свои привычки, свой характер и даже своё имя. Например, ту морфему, которая всегда выскакивала вперёд и вставала перед главной значимой единицей в слове, называли Префиксом. Он был таким гордым, таким недоступным, что с ним никто и

не спорил, и только главная значимая единица слова – Корень, считая Префикс своим другом, мог делать ему замечания и останавливать его хвастовство.

Суффикс был не всегда уверен в себе и часто всё преуменьшал: реку мог превратить в речонку, руку в ручонку, книжку в книжонку. И всё бы ничего, только иногда словам становилось обидно, ведь с приходом суффикса в это слово оно в корне меняло своё значение; Суффикс мог придать слову обидное уменьшительно - ласкательное значение: красивый забор превращался всего лишь в заборик, или в заборчик, а вкусный большой пирог, который могли бы покушать все учащиеся нашего класса, - в маленький пирожочек, и наесться им не сможет даже один человек. Но иногда Суффикс тоже начинал хвастаться и преувеличивать, и тогда глаза становились глазищами, страшными и некрасивыми, руки – ручищами, а волк, которого и так боялись многие литературные герои, - волчищем.

Из-за своей стеснительности Суффикс никогда не стремился вперёд и вставал в слове после Корня, а иногда даже после других Суффиксов.

Все Морфемы уже привыкли к тому, что когда они все вместе собирались в одном слове, то маленькая значимая часть слова, которая называла себя Окончанием, всегда пристраивалась в конце слова, а иногда слова отталкивали её от себя и говорили, что ей нет здесь места. Так

поступали неизменяемые слова - Наречия: одинаково, быстро, вверх и другие, и Окончание, не обижаясь, уходило в сторону.

Не смогло подружиться Окончание и ещё с одной значимой 3

частью изменяемого слова – Основой. Она никак не хотела стоять рядом с окончанием и при разборе слова всегда отделяла все морфемы слова от окончания, подчёркивая снизу часть слова без Окончания сплошной жирной чертой.

Но все почему-то привыкли к этому и ничего не хотели менять, и только иногда обращались за советом к Корню, ведь он – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Так и живут до сих пор в королевстве языка все эти маленькие Морфемы,

у каждой из которых своё имя, своё место и своё значение. Не спорят, не дерутся, не обижают друг друга, будто хотят и нам сказать: «Живите дружно, дети! Помните! У каждого из вас своя роль и своё место на Земле и в жизни!»

Лингвистическая сказка «Кто главней?»

Морфемы. Корень.

Вы верите в чудеса? С вами никогда не происходило ничего необычного? А вот со мною недавно произошло нечто удивительное и сказочное, что дало мне уверенность в том, что чудеса случаются и в нашей школьной жизни!

Учитель русского языка Тамара Николаевна задала нам задание: к следующему уроку повторить все правила о морфемах русского языка и их значениях. Я пришла домой и начала учить уроки. Очередь дошла до русского языка. Я вынула из портфеля учебник, положила перед собой тетрадь творческих работ, в которой мы записываем рифмованные правила на изучаемые темы… И только открыла учебник на нужной странице, как почувствовала, что мои глаза сами собой закрываются, а веки

слипаются. Бороться с желанием подремать не было сил, и я заснула

Проснулась я через несколько минут от какого-то непонятного шуршания: то ли маленькие звоночки вдалеке позванивали то звонче, то совсем затихая; то ли скрежетало что-то. Я прислушалась и услышала тихий

разговор. Присмотрелась и увидела, как на раскрытом учебнике 4

русского языка для 6-го класса, свесив маленькие ножки в блестящих сапожках, сидят крошечные человечки и ведут между собой беседу, которая иногда переходила в спор. Я осторожно, чтобы не выдать себя ни одним движением, наблюдала за ними, а они продолжали разговор.

Разве ты не знаешь, что Корень – это главная морфема среди нас. Он заключает в себе общее значение всех родственных слов. Не будем мы дружить с Корнем, и всё в нашей жизни нарушится, - говорил самый странный из всех маленьких человечков, которых мне удалось рассмотреть.- Ты только представь себе, как тебе быть, если за тобой не будет стоять Корень! Возьми хотя бы слова прилететь, или залететь. Убери из них корень -ЛЕТ-, и что останется? В первом случае: приеть, во втором – заеть. Но ведь таких слов в русском языке нет, это даже не слова, потому что они не несут никакого лексического значения! А ты, Префикс, всё хвастаешься, что самый главный в слове, и оно без тебя не может существовать. Я докажу тебе, что очень даже может, вот смотри: лететь. В этом слове вовсе нет Префикса, то есть тебя, но слово без тебя прекрасно себя чувствует. Другое дело, что ты, Префикс, можешь образовывать новые слова, потому и бываешь Словообразовательным.

Не знаю, чем бы закончился их спор, но тут из моих рук выпала ручка, человечки вздрогнули и исчезли, словно растворились на страницах учебника. Ещё несколько минут я была в недоумении. Что это? Сон или явь? Но что бы это ни было, а сказочные герои напомнили мне о морфемах, значимых частях слова, их роли, значении и месте в слове. В ушах зазвучали сами собой рифмованные правила, которые я учила раньше:

Корень - главная значимая часть, родственные связи дарят корню власть,

Выбери умело линию родства: однокоренные подбери слова!

И другое: За корнем суффикс обогрел местечко,

Не словом угодил, а лишь словечком.

Река большая превратилась в речку,

Лес – в лесника, а печь – всего лишь в печку! 5

Как ни странно, а правила вспоминались одно за другим легко. Вот что значит учить их уверенно, серьёзно, закрепляя и развивая свою память!

Сказку написала ученица 6-А класса Антипенко Юлия

Лингвистическая сказка про корень слова

Эта сказочная история произошла давно. В какой стране это случилось, не каждый человек может определить, а только тот, кто хорошо знает русский язык и дружит с ним. Но ты, мой собеседник, не переживай, всё ещё можно исправить, и я тебе в этом помогу. Я расскажу тебе сказку. Слушай и запоминай!

Эта сказочная страна живёт на страницах учебника русского языка, и зовут её Морфемика. Само слово «морфе», от которого произошло её название, родилось в древней Греции и означает «форма». В стране этой немного королевств, но в каждом из них правят свои короли и королевы, которые считают, что только их королевства самые красивые, самые удивительные, и живут в них самые мудрые и самые неповторимые жители.

Именно так считал король Корень, чьё королевство было самое большое в Морфемике и по территории, и по количеству жителей. А всё это потому, что Морфемика назвала его главной значимой единицей языка среди других наименьших значимых единиц, из которых складываются слова русского языка. Без его участия ничего не происходило в Морфемике, не образовывались новые слова, а тем более родственные или однокоренные, ведь король Корень так умел управлять своим королевством, что держал в руках всю власть – общее значение родственных слов. А «родственников» у

него было очень много, всех их он уважал и расселил семьи родственных слов в отдельных городах, каждый из которых не был похож на остальные.

Так в Цветочном городе жили Цветы, Цветики, Цветочки, и были у них цветные дома и цветочные поляны возле домов. А деревья вокруг были с разноцветными листьями. И дорожки в садах и скверах тоже были разноцветные. А в Лесном городе всё было сказочным: лес, лесные поляны,

лесополосы с высокой зелёной травой и маленькими пушистыми 6

ёлочками, и жили в этом Лесном городе необычные, но дружные жители – Лесовики. Лесовички, которые очень любили играть и веселиться.

В Водяном городе жили Вода, Водица, Водичка, разные Водяные, росли водяные лилии и кувшинки, а в заводях водились усатые сомы, которые иногда выглядывали из воды. И никогда жители разных городов в королевстве, которым правил Корень, не враждовали между собой, а жили дружно. Вы спросите: «Почему?»

Да потому, что все жители этих городов знали, что в их груди бьётся одинаковое доброе сердце, что все они родственные друг другу.

А у некоторых из них было даже два сердца, два корня, например, в словах

ПЕШЕХОД, САМОЛЁТ, ВЕЗДЕХОД, КРЕСЛО – КРОВАТЬ. Такие слова называют в русском языке сложными.

А ещё я хочу вам сказать о том, что однокоренные слова часто используются как средства связи предложений в тексте.

Теперь ты много знаешь о Морфемике и Корне, главной значимой части (морфеме) слова. Если захочешь узнать о других, я готов тебе рассказать, но это будет уже в следующую нашу встречу.

Сказку написал ученик 6-А класса Ткачук Александр

Части речи

Бал частей речи

Давным – давно была на свете империя под названием Русский язык. Но распалась могучая империя в результате междуусобных войн на отдельные княжества – королевства. Жили в них части речи – самостоятельные и служебные, но жили каждый по себе, без общения. И никто из них не решался первым проложить мост дружбы.

Наконец не выдержал Глагол. Он решил, что проведёт в своём княжестве большой бал, на который пригласит все части речи. Так он и сделал. Очень хотелось ему помочь империи вернуть своё могущество.

На бал съехались все части речи. Первым прибыло 7

Имя Существительное, затем Имя Прилагательное и все другие части речи.

Заиграла музыка. Мелодия вальса заворожила всех. Глагол пригласил на тур вальса Имя Существительное. Они так весело кружились, так мило улыбались друг другу, что не замечали никого и ничего. Задели Имя Прилагательное, слегка толкнули Местоимение. Имя Существительное не заметило, как наступило на ногу Частице. Она рассердилась и сказала: «Не обижайте служебные части речи! Будьте культурными и вежливыми с нами!»

А формообразующие частицы б и бы добавили: «Если бы не было нас на этом балу, то и вы не так веселились бы ».

Тут и модальные частицы подали свой голос: «Да разве могут понять нас самостоятельные части речи, ведь они такие важные. Как жаль, что между нами нет дружбы. А всё потому, что мы живём в разных княжествах!»

Да, - вступил в разговор Король Глагол. – Вы правы. Нам всем надо жить в мире и согласии, только тогда будет могучей наша империя Русского языка.

А междометие воскликнуло:

Ах, как прекрасно, когда у тебя есть друзья!

И все части речи на этом балу решили, что будут жить в дружбе и согласии сообща, а не в разных княжествах, потому что не может ни дна часть речи существовать в одиночестве.

Сказку написала учитель русского языка Лысякова Т.Н.

Лингвистическая сказка об имени существительном

В королевстве Морфологии жили разные части речи. Они часто встречались друг с другом, спорили, разговаривали, но самое главное, умели дружить друг с другом.

Правила королевством мудрая и справедливая Морфология. Однажды она решила провести в своём королевстве праздник, чтобы части речи получше узнали друг друга, изучили обычаи, нравы, особенности каждого. Она отправила гонцов с известием о празднике к каждой их частей речи. Первым гонцы известили Имя Существительное:

Королева Морфология приглашает Вас, многоуважаемое 8

Имя Существительное, на чудесный праздник частей речи. Праздник состоится завтра вечером в серебряном зале на втором этаже замка, - сказали гонцы.

Ах, как чудесно! – воскликнуло Имя Существительное. Ведь, право, без меня этот праздник не будет таким красивым и весёлым, ведь я такая часть речи, которая обозначает предметы, людей, животных…Это ко мне все обращаются с вопросами: кто? Что? Только я бываю собственным и нарицательным.

Мы, Имена Существительные, очень любим перемены, потому изменяемся по падежам и числам, можем относиться к одному из трёх родов – мужскому, женскому и среднему и даже быть общего рода; мы бываем одушевлёнными и неодушевлёнными. Мы также непостоянны и в другом: можем быть 1. 2,

3-его склонения, а также несклоняемыми и разносклоняемыми.

Нас, Имён Существительных, больше в речи, чем других частей речи. Смотрите, даже в вашем приглашении слов – Имён Существительных гораздо больше!

Мы не спорим с Вами, уважаемое Имя Существительное. Приходите на праздник, и там Вы поймёте и узнаете всё, что необходимо, - сказали гонцы, отдали приглашение и удалились. А Имя Существительное начало готовиться к празднику. Автор сказки Лысечко Александр, ученик 6-Б класса

Лингвистическая сказка о слитном и раздельном написании частицы НЕ с именами существительными

Давным – давно это было… В королевстве Русского языка жили дружно части речи и никогда не ссорились. И никто уже не вспомнит, как это произошло, но разделились части речи на главные – самостоятельные и служебные, и стали жить в разных замках королевства, редко встречаясь друг с другом. Каждая из частей речи понимала, что так долго продолжаться не может, но никто не делал первого шага к примирению.

И вот однажды Имя Существительное решило:

Надо провести общее собрание всех жителей королевства. Объявить 9

об этом по радио, телевидению, в прессе. Так оно и сделало. Собрание было назначено на 12 часов дня в средний день недели – среду.

Из всех замков все части речи – самостоятельные и служебные – вышли на площадь. Имя Существительное поднялось на трибуну и начало говорить:

В королевстве Русского языка живут разные части речи. У каждой из нас

есть свои морфологические признаки и своя грамматическая роль в предложении, в речи. У кого-то она более важная, основная, а у кого-то служебная.

Вот – вот, опять обижают нас, частиц, - сказала Отрицательная частица Не - Мы, частицы, союзы, предлоги - маленькие да удаленькие. Не надо считать нас второсортными! Там, где частицы НЕ появляются рядом с

Вами, Именами Существительными, вместе с союзом а , изменяется Ваше правописание, потому что мы, частицы НЕ, пишемся с Вами раздельно, если в предложении есть противопоставительный союз а.

- Извините, - сказало Имя Существительное, - я не обращало на это внимания.

- Невежда, - сказал союз а , нельзя говорить неправду!

Имя Существительное продолжило:

Мы хотели бы жить с вами, отрицательные Частицы, в дружбе, как мы

живём с теми частицами, которые стали приставками или частью корня, ведь тогда мы с ними – одно целое слово, иногда даже не можем обойтись друг без друга, как, например, в словах: невежда, негодник, неряха, ненависть; или можем существовать раздельно, но не хотим расставаться. Вы можете проверить это, заменив слово синонимом без НЕ : недруг (враг), ненастье (плохая погода), неудача (провал)

Нет, - решительно сказала отрицательная Частица НЕ . Потому мы и служебные части речи, что служим для отрицания значений слов в предложении. И жить мы будем в отдельных замках и писаться раздельно с такими частями речи, как Имя Существительное, Имя Прилагательное,

Причастие, если в предложении есть союз а , а с Глаголами – 10

раздельно всегда!

Так и живут до сих пор в русском языке отдельно самостоятельные и служебные части речи.

Сказку написал Ткачук Александр, ученик 6-А класса

Лингвистическая сказка о слитном и раздельном написании НЕ с именами существительными

Давным-давно существовала на свете империя под названием Русский язык. Но распалась могучая империя в результате конфликтов на отдельные княжества. Жили в них самостоятельные и служебные части речи

Однажды король Глагол правил бал. Он пригласил на него все части речи. Чтобы решить, наконец, как жить дальше и как вернуть былое могущество империи Русского языка.

Заиграла музыка… Первый тур вальса Глагол танцевал с Именем Существительным. Они так весело кружились, что не замечали, как задевали других танцующих частей речи. Имя Существительное слегка наступило на ногу частице. И сказала, рассердившись, частица Не : «Не обижайте служебные части речи! Будьте вежливыми с нами! Мы, частицы, союзы, предлоги, - маленькие да удаленькие. Там, где мы появляемся рядом с Вами

вместе с союзом а , изменяется Ваше правописание, потому что мы, частицы НЕ , пишемся с Вами раздельно, если в предложении есть противопоставительный союз а .

Извините, - сказало Имя Существительное, - я не заметило Вас.

Невежда, - сказал союз а , - нельзя говорить неправду.

Мы хотели бы жить с Вами, отрицательные частицы, в дружбе, как живём с теми частицами, которые стали приставками, или частью корня, ведь тогда мы с ними – одно целое слово, иногда даже не можем обойтись друг без друга, как, например, в словах: невежда, неряха, ненависть… Или можем существовать раздельно, но не хотим расставаться. Вы можете проверить это, заменив слово синонимом без НЕ : недруг (враг), неприятель (враг),

неудача (провал). 11

Нет, - решительно сказала отрицательная частица НЕ . - Мы потому и служебные части речи, что служим для отрицания слов или их значений в предложении, поэтому будем держаться от Вас в стороне и писаться раздельно.

Так и не удалось Глаголу сдружить самостоятельные и служебные части речи, а жаль, ведь тогда правописание в русском языке стало намного проще!

Сказку написала ученица 6-А класса Пахомова София

Лингвистическая сказка «Как появились части речи?»

Давным – давно в царстве Морфологии жили – были Дед да Баба.

Дед – Русский язык, баба – Морфология. И не было у них никакого богатства – ни золота - серебра, ни родных – близких.

Вот как – то раз Дед и говорит Бабе:

Эх, Баба, одни мы с тобой живём, и никто не задаёт нам вопросов: КТО мы такие и ЧТО мы делаем на свете белом, и некому нам на них отвечать.

Ох, Дед, я и сама рада была бы завести себе хотя бы маленькое Существительное, да где же его взять – то?

А ты по словарям поскреби, по энциклопедиям помети, в учебниках почитай, ведь ты у меня грамотная, может быть, чего – нибудь и найдёшь!

Баба по словарям поскребла, по Большой Советской Энциклопедии помела, учебник для 6 класса под редакцией Баландиной открыла, почитала, и вот…

слепила некий Колобок.

Обрадовались Дед да Баба и дали Колобку имя – Существительное.

И начали Дед да Баба учить Существительное разговаривать. Дед, указывая на предмет, спрашивает: «Кто это?» или «Что это?» Баба говорит название предмета, а Существительное всё слушает и запоминает.

Подросло имя Существительное, и скучно ему стало: одни и те же вопросы ему задают, одни и те же предметы называют… Заметили это Дед Русский язык да Баба Морфология и решили они слепить других колобков, чтобы появились у имени Существительного друзья.

Так появились в царстве Морфологии части речи – 13

имя Существительное, имя Прилагательное, имя Числительное, Глагол, Местоимение, Наречие.

А вскоре имя Существительное попросило Деда с Бабой, чтобы они ещё раз помели по энциклопедии, поскребли по словарям и слепили им новых друзей, которых им так не хватало, – Служебные Части Речи.

Но это уже другая история…

Сказку написала Копыл Наташа, ученица 6-А класса

Лучшие статьи по теме