Канализация - это просто. Водосточная система. Бытовые насосы. Постройки. Канализационные трубы

Недолет «Адмирала Кузнецова» в Сирии. «Адмирал Кузнецов» и другие: средиземноморский поход

На рейде Североморска 9 февраля состоялась церемония встречи экипажей тяжелого атомного ракетного крейсера "Петр Великий" и тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" с участием главкома ВМФ России адмирала Владимира Королева и командующего Северным флотом вице-адмирала Николая Евменова. Днем ранее корабельная ударная группа вернулась в Кольский залив, преодолев за четыре месяца 18 тысяч морских миль, выполнив задачи боевой службы в Средиземноморье.

Первое в истории боевое применение палубных истребителей ТАРКР "Адмирал Кузнецов" в войсковой операции состоялось 15 ноября 2016 года. Владимир Королев отметил, что ВМФ России получил весомый боевой опыт, который позволит скорректировать подготовку и действия флотских группировок (в том числе в составе межвидовых сил), ляжет в основу требований к новым авианосцам.

Поход корабельной группы ВМФ России к берегам Сирии подтвердил боеготовность флота, его способность действовать в дальней зоне самостоятельно и во взаимодействии с межвидовыми группировками. И подтвердил актуальность морской доктрины государства.

Задачи дальнего похода выполнены. Личный состав здоров. Боевые корабли и вспомогательные суда исправны.

И все же, каковы видимые результаты?

Хроника борьбы с терроризмом в Сирии За пять лет в результате вооруженного конфликта в Сирии, по данным ООН, погибли более 280 тысяч человек. Правительственным войскам противостоят отряды боевиков. Наиболее активными являются запрещенные в РФ террористические группировки "Исламское государство" (ИГ) и "Джебхат ан-Нусра"..

Достигнутые цели

В дальнем походе, который начался 15 октября 2016 года, корабельная авианосная ударная группа в составе ТАРКР "Петр Великий", ТАКР "Адмирал Кузнецов", БПК "Вице-адмирал Кулаков" и "Североморск", танкеры "Сергей Осипов" и "Кама", спасательное буксирное судно "Николай Чикер", действовала в районах северной, северо-восточной Атлантики и в Средиземном море. БПК "Североморск" продолжает нести боевую вахту в Аравийском море и Индийском океане.

Освобождение Алеппо: теперь стреляют только вверх Ликвидация террористического анклава во втором по численности населения городе страны стала сокрушительным ударом для внешних и внутренних противников законного президента Башара Асада и резко ослабила позиции исламистов. Теперь правительственная армия получила возможность теснить противника с восточного направления, отмечает Александр Хроленко.

Корабли подошли к сирийским берегам 8 ноября и усилили российскую авиагруппу, базирующуюся на аэродроме . Палубные истребители МиГ-29К и Су-33 начали полеты над Сирией 10 ноября. В этот период шли бои в восточном Алеппо, который позже освободили от террористов.

Палубные истребители наносили удары по штабам и пунктам управления боевиков, огневым позициям и опорным пунктам с 15 ноября. За два месяца летчики "Адмирала Кузнецова" выполнили 420 боевых вылетов (в том числе 117 — ночью), уничтожили более тысячи объектов группировки "Исламское государство" (запрещена в России) и других террористических группировок.

Российские корабли успешно интегрировались в межвидовую систему боевого управления, сформированную в Сирии. "Адмирал Кузнецов" выполнил задачи по уничтожению наземных целей на значительном удалении высокоточным оружием с помощью своего авиакрыла и обеспечил ПВО корабельного ударного соединения.

Прямые и опосредствованные цели Средиземноморской эскадры России Усиление Средиземноморской эскадры означает, что Россия намерена последовательно решить задачи военно-политического урегулирования сирийского конфликта, невзирая на прямое информационное и опосредствованное боевое противодействие Запада, замечает Александр Хроленко.

Тактика действий в походе анализируется и будет использована для разработки перспективной системы применения авианосных сил ВМФ России в различных районах Мирового океана.

Заметим: североморцы участвовали в операции по просьбе президента Сирийской Арабской Республики Башара Асада — на фоне нелегитимного применения силы в регионе рядом западных государств. То есть ВМФ России одновременно демонстрировал эффективную боеготовность, высокую морскую и политическую культуру.

Выявленные недостатки

ТАКР "Адмирал Кузнецов" создавался преимущественно для ударов противокорабельными ракетами по крупным надводным целям противника и решения задач ПВО корабельной ударной группы. То есть изначально в этом проекте ударная мощь ракетного крейсера преобладала над боевыми возможностями авиакрыла.

Именно поэтому в области применения палубной авиации "Адмирал Кузнецов" уступает авианосцам США. Корректнее сравнивать концептуальный Крыловский российского авианосца водоизмещением 100 тысяч тонн с ядерной энергетической установкой.

"Чистый авианосец" ВМФ России будет нести на борту . Строить его начнут .

В походе на борту ТАКР "Адмирал Кузнецов" находились 10 истребителей Су-33, три истребителя МиГ-29КР и один МиГ-29КУБР, 18 вертолетов различных типов. В результате авиапроисшествий МиГ-29К и Су-33 — в море, вне зоны боевого применения. Это свидетельство несовершенства отдельных систем ТАКР "Адмирал Кузнецов" и отсутствия опыта боевого применения палубной авиации.

Как считать будем: инциденты на авианосце "Адмирал Кузнецов" и опыт ВМС США Критики боеготовности тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" не учитывают мировой опыт эксплуатации кораблей подобного класса. Российский авианосец в порядке, и достойно решает боевые задачи в Средиземном море, считает Александр Хроленко.

Авианосцы ВМС США также имеют потери.

Выявленные недостатки авианесущего крейсера можно устранить коррекцией боевой подготовки и техническими усовершенствованиями в ходе капитального ремонта с глубокой модернизацией. Планируется, что ТАКР "Адмирал Кузнецов" встанет в док в первом полугодии 2017 года, модернизация займет около двух лет.

Одной из заметных черт корабельной ударной группы Северного флота стал густой черный дым из трубы авианесущего крейсера в проливе Ла-Манш.

Дым стал предметом обсуждения и насмешек в западных СМИ. Так, агентство Bloomberg отмечало : ""Адмиралу Кузнецову" следовало остаться у российских берегов. Или, что еще лучше, отправиться на свалку. Как груда металлолома он принесет гораздо больше пользы, чем как инструмент проецирования силы России".

: ""Кузнецов" все же утер нос "гордости флота США" — новейшему эсминцу-невидимке Zumwalt, который полностью потерял боеспособность и подвижность в результате поломки во время прохода по Панамскому каналу"., которые демонстративно не заметили успешного возвращения российских кораблей в Североморск. Вероятно, зацепило. А ведь ранее Великобритания потратила 1,4 миллиона фунтов стерлингов на военно-морское слежение за тяжелым авианесущим крейсером.

За кораблями ударной группы 9 ноября 2016 года безуспешно пыталась следить голландская дизель-электрическая подводная лодка, однако БПК "Североморск" и "Вице-адмирал Кулаков" запеленговали субмарину и вытеснили ее из района.

Возможно, "Адмирал Кузнецов" немолод, а "Петру Великому" не довелось, к счастью, показать все свои боевые возможности. Но Россия возвращается в Мировой океан с качественно — всерьез и надолго.

Этот поход российской группы кораблей в Средиземное море вызвал невиданный ажиотаж западной публики. И было от чего. Во-первых, там еще не привыкли к тому, что военный флот России все увереннее занимает свое место в Мировом океане, во-вторых, впечатлительным оказался сам состав нашей эскадры, куда вошли флагманы ВМФ, в том числе атомный крейсер «Петр Великий».И едва ли не главным «возмутителем спокойствия» для Запада стал единственный в составе российского флота авианосец – тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», которому впервые довелось принимать участие в реальной боевой операции.Телеканал «Звезда» продолжает цикл программ об этом уникальном корабле и его недавнем походе к берегам Сирии. На очереди рассказ о буднях авианосца и его главной составляющей – авиационной группировке. В рамках проекта «Военная приемка» эти и другие секреты крейсера раскроет журналист Алексей Егоров .В единой схеме антитеррора Боевой служба на корабле во время похода считается для всего экипажа. Например, подразделения морской пехоты, которыми в обязательном порядке комплектуется личный состав, постоянно находятся в режиме особого назначения. «Черные береты» (так иногда называют морпехов по цвету их головного убора) совершенствуют свое боевое мастерство прямо в море. Например, отрабатывают порядок применения антидиверсионного гранатомета, боеприпас которого создает эффект объемного взрыва в воде. У диверсионной группы противника, случись ей приблизиться к борту «Кузнецова», просто не останется шансов на выживание…Согласно принятому в ВМФ порядку, подразделения морской пехоты выполняют на кораблях задачи антитеррористических групп. Организуется охрана – при прохождении узких мест (проливов), во время нахождения в иностранных портах, на якорных стоянках. Основные задачи морских пехотинцев – не допустить атаку быстроходных малоразмерных катеров, летательных аппаратов, вскрыть и уничтожить диверсионные группы. На вооружении у морпехов, помимо упомянутого выше антидиверсионного гранатомета, – крупнокалиберные пулеметы «Утес», автоматические гранатометы АГС-17, снайперские винтовки, пулеметы, автоматы.
С недавних пор своего рода средством антитеррора для «Кузнецова» может считаться и «расквартированный» на его борту вертолет Ка-52К «Катран». По словам заместителя командира корабля по авиации Юрия Анищенко, эти машины оснащены лазерными дальномерами, инфракрасной системой наведения, телевизионными системами, что позволяет эффективно выполнять именно противодиверсионные функции.Для работы в море прежний Ка-52 преобразился, получив складывающиеся винты, швартовочные крюки, модифицированные колонки несущих винтов. Заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Виктор Соколов, который в этом походе был за старшего, убежден: за этими машинами – будущее винтокрылой морской авиации.
Технари, эскулапы, хлебопеки Наступают дни подготовки самолетного парка к непосредственному применению. Работа в отдельных случаях ювелирная. Это касается, например, «парковки» самолетов в ангаре, их подъема-спуска на специальном «лифте». Естественно, что всю авиационную технику необходимо заправить, снарядить, подготовить к полетам.Интересно, что первое же появление самолетов на палубе (до этого они были скрыты от посторонних глаз во внутреннем ангаре авианосца) мгновенно вызвало новый интерес у западных «партнеров». К «Кузнецову» как по команде потянулись самолеты НАТО, в числе которых оказались не только разведчики, но и вполне грозные боевые единицы, например истребители F-16, вооруженные управляемыми ракетами и корректируемыми авиабомбами.
К счастью, наша авианосная группировка оказалась надежно защищена – и не только оружием, но и с точки зрения радиоэлектронного противодействия. Системы, которыми оснащен тот же «Кузнецов», позволяют, к примеру, блокировать каналы связи и управления ракетным вооружением противника. Ракета попросту не сможет взлететь в сторону нашего корабля, а если все же и стартует, то будет отвлечена системой постановки помех, которая обеспечит отвод на ложные цели.Под защитой чувствует себя не только крейсер, но и, безусловно, экипаж. Нет, речь сейчас не об оружии, а о медицине, которая, случись что, всегда придет на помощь. По словам начальника медицинской службы крейсера Эдемгурджи Мушкудиани, та же операционная, имеющаяся на борту, позволяет проводить операции практически любой сложности. К счастью, за время похода экстренного оперативного вмешательства никому из моряков не понадобилось. Даже на желудок никто не жаловался. К слову, питание на крейсере организовано в шести пищеблоках. Пекут на «Кузнецове» и собственный хлеб, причем из-за качки тесто лучше поднимается, и выпечка делается вкуснее.
Удары с моря «Кузнецов», несмотря на его исполинские размеры, вполне подвижен. Скорость хода может достигать 50 километров в час. Но случайная встреча с препятствием (например, айсбергом) здесь заранее исключена. Надводная обстановка постоянно мониторится средствами радиолокации. Мощный радар видит объекты за сотни километров. В свою очередь ситуацию под водой отслеживает гидроакустический комплекс.Во время нынешнего похода не без его помощи была обнаружена оказавшаяся поблизости подводная лодка НАТО. К слову, нанести авианосцу фатальное поражение торпедой практически невозможно. По словам главы Невского ПКБ Сергея Власова (именно в этом бюро когда-то проектировался крейсер), корабль разделен на водонепроницаемые отсеки. Повреждение одного или даже нескольких из них не повлияет на ходовые и боевые качества.
Нельзя не отметить, что экипаж обучен вести борьбу за живучесть корабля. Тренировки по этой части даже во время похода – обычное дело. Причем ремонт условной пробоины ведется не только изнутри, но и снаружи. За эту работу отвечает группа водолазных специалистов, которая также есть в составе экипажа. Вообще, времени на отдых у моряков не так много. А если и есть возможность спокойно провести свободное время, то к услугам экипажа собственная библиотека, спортзал с современными тренажерами.И вот – день полетов. Первыми в небо поднимаются спасательный вертолет Ка-27, противолодочный Ка-29, вертолет радиолокационной разведки Ка-31, радары которого «видят» на добрые две сотни километров. В это же время идет навеска бортового вооружения на самолеты. Ракеты для воздушных, наземных и морских целей, авиабомбы, боекомплект к авиационной пушке.…Взлеты, посадки. Мишенями российских Су-33 и МиГ-29К во время несения боевой службы авианосца в Средиземноморье у берегов Сирии стали пункты управления террористов, склады с оружием и боеприпасами.
Все это потом покажут в выпусках новостей. Работа же тех, кто обеспечил успех операции, в том числе экипажа авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», осталась за кадром, и лишь благодаря телеканалу «Звезда» и его «Военной приемке» удалось восполнить этот пробел, показав жизнь и боевую службу единственного в составе российского ВМФ авианосца.

Президент России Владимир Путин завтра 23 февраля в День защитника Отечества встретится с моряками тяжелого авианесущего ракетного крейсера(ТАРК) «Адмирал Кузнецов».

«Адмирал Кузнецов» только что вернулся из Сирии

Напомним, что этот корабль, который обычно называют единственным российским авианосцем, совсем недавно завершил свой длительный поход в составе нашей авианосной группы к берегам Сирии.

Примечательно, что это был не просто поход, а первое боевое применение авиации морского базирования российскими вооруженными силами.

На сегодня уже можно говорить о том, что поход этого военного корабля к берегам Сирии закончился успехом, несмотря на два потерянных из-за технических неисправностей боевых самолета, а также тот факт, что по своей структуре «Адмирал Кузнецов» – это не корабль для классических экспедиционных миссий.

Поход «Адмирала Кузнецова» критикуют голословно

Кстати говоря, этот момент забывают почти все эксперты, когда критикуют действия нашей авианосной группировки в Сирии.

ТАРК “Адмирал Кузнецов”

Ведь главное вооружение ТАРК «Адмирал Кузнецов» – это противокорабельные ракеты типа «Гранит», а не его стационарная авиагруппа, которая должна решать задачи прикрытия континентального берега и флотских соединений ВМФ на дальних подступах, а не непосредственно ударные функции, как это приходилось делать в Сирии.

Именно поэтому советские конструкторы не оснастили корабли проекта 1143.5 «Кречет» , а поставили туда тепловые двигатели, которые проще в использовании и с экономической точки зрения гораздо эффективней.

По этой причине обильное выделение пара «Адмиралом Кузнецовым» во время своего перехода не является основанием для сравнения этого корабля с дредноутами столетней давности, как это, в свою очередь, постоянно пыталась делать желтая пресса стран Запада.

Впрочем, западная критика миссии «Адмирала Кузнецова» к берегам Сирии только этим не ограничивалась и носила многогранный характер – от высмеивания нашего корабля до панических истерик, что российская авианосная группировка самим своим присутствием смертельно угрожает государствам, входящим в состав НАТО.


Российская авианосная группа в походном марше

Западная истерия по поводу «Адмирала Кузнецова»

Все эти моменты во время похода «Адмирала Кузнецова» к берегам Сирии доступно и доходчиво объяснял официальный представитель Министерства обороны России генерал-майор Игорь Конашенков .

Тем более, во время четырехмесячного похода нашей авианосной группы произошло немало инцидентов информационного характера, что также вполне объяснимо.

Дело в том, что это событие совпало с операцией по освобождению города Алеппо сирийской правительственной армией президента Башара аль-Асада , когда истерия западных СМИ в адрес России приобрела неадекватный характер, а любое событие, связанное с российскими вооруженными силами, целенаправленно выставлялось в вычурном и гротескно абсурдном виде.

Естественно, переход «Адмирала Кузнецова» и применение его авианосной группы в Сирии стали для Запада в этом плане буквально красной тряпкой для быка.


Официальный представитель Министерства обороны России генерал-майор Игорь Конашенков

Просто подсознательно во всей этой «критике» всегда имелось в виду, что эта акция российского ВМФ нарушила монополию США на применение ударных авианосных групп по всему миру, а это ведь, по сути своей, главный символ американского глобального доминирования.

На Западе чутко относятся к таким моментам, и это обстоятельство также послужило причиной нездорового ажиотажа вокруг похода российской авианосной группы к берегам Сирии.

Конашенков постоянно отвечал на нападки западных СМИ

Наиболее показательной здесь были январские заявления главы военного ведомства Великобритании Майкла Фэллона , когда британский министр назвал «Адмирал Кузнецов» кораблем позора и отдал приказ королевским ВМС по его военному сопровождению во время прохода нашей авианосной группы возле европейских берегов.

Тогда Конашенков на этот счет заявил, что российский ВМФ не нуждается в бессмысленных эскорт-услугах, а также порекомендовал Фэллону больше внимания уделить проблемам ВМС Великобритании.


Миссия авианосной группы «Адмирала Кузнецова» совпала с операцией по освобождению Алеппо

По мнению Конашенкова, цель таких заявлений и действий со стороны официального Лондона заключается в отвлечении внимания от состояния дел в британском военно-морском флоте.

Впрочем, «Адмирал Кузнецов» обнажил и военные проблемы НАТО, поскольку нашу авианосную группу постоянно сопровождали порядка 10 кораблей ВМС стран альянса, а суммарное их число совершенно точно переварило за 50 военных судов.

«Адмирал Кузнецов» задел Пентагон за живое

Политолог Леонид Крутаков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что эта истерия западных СМИ была связана не только с задачей оказать политическое давление на Россию, но и теми опасениями, которые вызывает у США и НАТО возросшая мощь Российской армии и военно-морского флота.


Политолог Леонид Крутаков

«Американцы просто забыли, что у них есть конкуренция, они думали, что после распада СССР им можно все, и никто не в состоянии составить им конкуренцию на военном поприще. Первый звоночек прозвучал во время событий в Крыму, когда натовские структуры поняли, что они не смогут что-либо сделать против подобных действий со стороны России. При этом, после ввода наших ВКС в Сирию, на Западе началась полномасштабная паника», - заключает Крутаков.

Как считает эксперт, не надо забывать про то, что Средиземное море является вотчиной 6 флота США, поэтому американцы восприняли военное использование российской авианосной группы в этой акватории, как прямой удар по своему самолюбию.

Таким образом, не стоит удивляться, почему генерал-майору Конашенкову приходилось бороться с информационными поползновениями Запада на протяжении всех четырех месяцев похода «Адмирала Кузнецова», но надо признать, что делал он это очень успешно и в высшей степени профессионально.

Новости Сирии, 22 октября . Почему НАТО так испугался похода российских военных кораблей во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» к сирийским берегам.

Корабли ВМФ России в Ла-Манше

Авианосная группа ВМФ России во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» на пути в восточное Средиземноморье к берегам Сирии в пятницу вошла в пролив Ла-Манш. Российские корабли идут вдоль южного побережья Англии под наблюдением кораблей и авиации НАТО.

Несколько западных телеканалов сняли на видео с вертолетов и разных ракурсов, как к Ла-Маншу подходил флагман российской авианосной группы - тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». На видеозаписях, в частности, хорошо видны два истребителя, находящиеся на палубе авианосца.

Ранее западные СМИ распространили информацию, что НАТО серьезно напуган входом российской ударной группы кораблей в прибрежные воды Великобритании. В Альянсе опасаются, что российская военная эскадра может быть задействована в боях за Алеппо, где сирийская правительственная армия при поддержке ВКС РФ пытается выбить террористов запрещенной в РФ группировки «Джебхат-ан-Нусра» и из восточной части города. (В настоящее время в Алеппо объявлена гуманитарная пауза, сирийская правительственная армия и ВКС РФ не ведут боевых действий, чего не скажешь о террористах, которые обстреливают и минируют гуманитарные коридоры и терроризируют мирных жителей.)

Сирийский поход «Адмирала Кузнецова»

Отправив авианосную группу кораблей ВМФ во главе с тяжелым авианосцем «Адмирал Кузнецов» в восточное Средиземноморье, в прибрежные воды Сирии, Россия послала миру мощный сигнал. Об этом заявил корреспондент CNN Мэтью Чанс .

Репортер отметил мощность и универсальность авианосца «Адмирал Кузнецов» и подчеркнул, что корабль недавно прошел переоборудование. В частности, журналист отметил, что корабль может нести на своей палубе до пятидесяти боевых самолетов, в том числе бомбардировщиков, а также штурмовые вертолеты.

Если возникнет необходимость, авиагруппа «Адмирала Кузнецова» сможет принять участие в нанесении авиаударов по целям на территории Сирии, отметил журналист. Это обстоятельство вызывает озабоченность у западных наблюдателей, которые расценивают действия России как признак значительного усиления российского военного присутствия в Сирии, подчеркнул Чанс.

По мнению журналиста, отправка российской флотилии к берегам Сирии является - важный символический шаг Москвы, говорящий, что Россия не только способна ввести в бой мощную силу, но и в состоянии обеспечить свое военное присутствие в самых отдаленных регионах.

«Кузнецов» может топить флот НАТО

Накануне в СМИ появилось видео прохода «Адмирала Кузнецова», опубликованное польским телеканалом «БелСат», вещающим на белорусском языке. На ролике с издевательской подписью «Адмирал Кузнецов» дымит, как паровоз», видно, что над российским авианосцем поднимаются густые клубы дыма. Видеозапись вызвала бурную радость пользователей Интернета, которую активно подогревают украинские СМИ.

Федеральное агентство новостей , почему такая реакция является обывательской.

«Это дизельный пароход - коптит и коптит - что тут такого? Для дизельной военной техники - это обычная вещь, тем более, что корабль создан в начале 90-х, - отметил в беседе с корреспондентом ФАН военный эксперт Дмитрий Литовкин . - В корабельной группе рядом идет «Петр Великий», из которого дым вообще не идет, и два современных эсминца, из которых пар тоже не валит. Следующий авианосец - «Шторм», который планируют закладывать после 2020 года, - будет атомным, и коптить не будет».

Впервые корабль выходит с полным авиакрылом и может применяться по назначению, подчеркнул эксперт. «Там модернизированные Су-33, которые могут применять высокоточное оружие, новейшие МиГ-29, которые могут топить флот НАТО противокорабельными ракетами. Вот что главное в морском деле, а не обывательская реакция», - подчеркнул Литовкин.

«Адмирал Кузнецов», ласково - «Кузя»

Ласковое прозвище «Кузя» дали моряки тяжелому авианесущему крейсеру «Адмирал Кузнецов», который идет выполнять поставленные задачи в Средиземном море. Полное название корабля - «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Это тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5 является единственным кораблем в своем классе в составе Военно-морского флота РФ. Корабль был заложен в Николаеве (УССР) на Черноморском судостроительном завода 1 сентября 1982 года. ТАВКР «Адмирал Кузнецов» предназначен для поражения крупных надводных и наземных целей и для защиты морских соединений от нападений вероятного противника.

Корабль назван в честь адмирала Флота Советского Союза Николая Кузнецова . Однако это имя появилось у авианосца не сразу. Прежние названия «Кузнецова»: «Советский Союз» (на стадии проекта), «Рига» (при закладке), «Леонид Брежнев» (во время спуска на воду), «Тбилиси» (в ходе испытаний).

«Адмирал Кузнецов» входит в состав Северного флота. На крейсере во время походов базируются самолеты МИГ-29К, Су-25УТГ и Су-33, вертолеты Ка-27 и Ка-29, а также новейшие ударные вертолеты Ка-52К. Экипаж корабля - 1960 человек, в том числе авиаперсонал - 626 человек. Командир корабля - капитан 1 ранга Сергей Артамонов .

15 октября 2016 года в 15.30 корабельная группа во главе с ТАВКР «Адмирал Кузнецов» отправилась в первый боевой поход к берегам Сирии. В составе группы - ТАРКР «Петр Великий», большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков», а также суда обеспечения.

Известие о категорическом отказе Испании и Мальты производить дозаправку топливом российской корабельной группы в своих портах многим показалось, на первый взгляд, неожиданным. Выглядело это так, как будто командование Северного флота просило о помощи, рассчитывало на неё, а в результате ничего не получило. И теперь ещё не известно, смогут ли «Адмирал Кузнецов», «Пётр Великий» и ещё шесть боевых единиц достичь пункта назначения, то есть заданного участка средиземноморской акватории у берегов Сирии. Так ли это на самом деле? И если это правда, то как теперь решать вопрос с мазутом, пресной водой, продовольствием и прочими жизненно необходимыми логистическими позициями?

Как оказалось, для паники нет никаких причин.

Мальта, Валетта

Решение об отказе в мазуте выглядит ещё более удивительным, если учитывать текущее сотрудничество Российского флота с Испанией и Мальтой. Вот свежий пример: не далее как 9 октября в порту Валетты ошвартовались два малых ракетных корабля, «Серпухов» и «Зеленый Дол», плюс буксирное судно СБ-36. Никакой сенсационности в этом событии не отмечалось, не все мировые СМИ даже уделили ему внимание. На корабли были загружены запасы пресной воды, продовольствия, топлива, что, безусловно, можно считать выгодной с финансовой точки зрения операцией местных торговых фирм. Затем переход из Севастополя на Балтику продолжился. Визит в островное государство продолжался три дня («Интерфакс»).

Испания, Сеута

Или вот порт Сеута, находящийся на северном африканском (марокканском) берегу неподалёку от Гибралтара. Этот полуанклав считается испанской территорией, и, несмотря на принадлежность страны с блоку НАТО, российские корабли здесь частые гости, им разрешено заходить в гавань для пополнения запасов и прочих флотских нужд. Эти визиты полезны для экономики автономии, но после введения санкций они стали раздражающим фактором для Брюсселя. При этом устав НАТО не запрещает принимать у себя корабли стран, не входящий в Североатлантический Альянс. Юридически ничего противозаконного испанское правительство не делает, но это по букве, а по духу… В общем, лучше, чтобы российских кораблей здесь не было, а если их заходы совсем запретить нельзя, то хотя бы в данном конкретном случае можно в чём-то отказать.

Повод

20 октября генсек НАТО Йенс Столтенберг выразил озабоченность возможностью участия авиакрыла «Адмирала Кузнецова» в воздушных ударах по осаждённому силами Сирийской армии городу Алеппо, в котором, как утверждают западные политики, от российских бомбёжек страдает мирное население. Позиция Испании, не в достаточной мере осуждающей действия Москвы, заботит и британского министра обороны Майкла Фэллона. Нет сомнений, что именно после этих реплик в Мадриде приняли решение, по сути своей половинчатое и компромиссное. Москве отказали не в принципиальных вопросах военного сотрудничества, а лишь в заходе в Сеуту и в продаже мазута в данном конкретном случае. О том, что островное государство Мальта последовало испанскому примеру, узнали на день позже. По всей видимости, это была солидарная инициатива местных властей. Эта страна не входит ни в НАТО, ни в Евросоюз.

Два направления пропаганды

Западная пропаганда сейчас находится в неоднозначном и даже каком-то расщеплённом состоянии, в которое сама себя и ввела. С одной стороны, мир нужно пугать российской угрозой - это необходимо для стимуляции роста военных расходов. С другой же стороны, время от времени как-бы исподволь в СМИ проскакивает информация о том, что «Сарматы» на самом деле и не ракеты, а какие-то муляжи, не представляющие угрозы, а удар крылатых ракет из Каспия не совсем удался. Будто бы несколько «Калибров» упали неизвестно где, а авианосец «Кузнецов» вон как дымит (старый потому что). В общем, российское вооружение отсталое, новейших образцов мало, а значит, и бояться нечего. И вот так, переходя от одной тактики к другой, когда нужно, западная пресса пытается манипулировать общественным сознанием, внушая мысль о том, что не то что Испания, а даже крохотная Мальта (Эстония, Литва, Польша и пр.) может стать нерушимой стеной на пути вероятной агрессии Москвы. А какова же правда?

Авиакрыло «Кузнецова» и Алеппо

Как чаще всего бывает, истина находится где-то между крайними точками лжи. «Адмирал Кузнецов» действительно нельзя считать новейшим боевым кораблём, сравнимым по возможностям и характеристикам с американскими атомными авианесущими монстрами. Более того, тезис Столтенберга о возможном участии самолётов, находящихся на его борту, в бомбёжках Алеппо несостоятелен по техническим причинам - его полётная палуба не снабжена катапультой, что ограничивает боевую нагрузку.

Удары по наземным целям намного удобнее наносить с авиабазы Хмеймим, там и длина полос позволяет разгоняться, и боеприпасов столько, сколько нужно, и горючего тоже. Однако истребители «Кузнецова», его системы ПВО и ПРО в совокупности с огневой мощью «Петра Великого» и других российских кораблей увеличивают суммарную силу группировки, придают ей устойчивость и удерживают вероятных противников от мыслей о возможных провокациях. И в НАТО это понимают.

Нанесён ли вред?

Теперь о главном, то есть об ущербе, понесенном российской корабельной группой в результате политических демаршей Испании и Мальты. Вот, к примеру, Джонатан Маркус, обозреватель портала «Би-би-си», ссылаясь на мнения специалистов и экспертов, приводит читателей к выводу о том, что авианосец «Кузнецов» без двух дозаправок до Сирии дойти вообще не может. Кончится мазут, и встанет он посреди моря, с голодной командой, изнывающей от жажды. С другой стороны, предполагать, что российское флотское командование отправило в дальний поход эскадру в надежде лишь на любезную помощь Испании и Мальты, даже эти аналитики не способны. Наверное, есть какие-то дополнительные возможности, гарантирующие достижение заданной цели.

Вопросы техники

Вообще-то, «Кузнецов» способен преодолеть расстояние в восемь тысяч миль (морских, по 1,852 км) с экономическим ходом в 14 узлов. Автономность, то есть возможность жизнеобеспечения экипажа, составляет 40 дней. Пока что эскадра оставила за кормой лишь 3,5 тысячи миль, из Североморска она вышла 15 октября. Даже с учётом повышенного расхода мазута по причине далеко не идеального состояния двигательной установки (о чём свидетельствует чёрный дым и что, конечно, не осталось незамеченным), предполагать низкий уровень запасов топлива не приходится.

Другой вопрос, что принятая флотская практика диктует правила, согласно которым корабль в зоне возможных боевых действий должен быть заправлен на 70%, а во время обычного похода не менее чем на половину внутренних емкостей. Это необходимо на случай надобности резкого увеличения хода (в случае с «Кузнецовым до 29 узлов). Иначе в случае маневренного морского боя может возникнуть проблема в самый неподходящий момент. Впрочем, вероятность прямого конфликта с силами НАТО очень низка, а других потенциально враждебных кораблей в акватории практически нет. И в этом самом критическом случае в ход пойдут другие аргументы, куда более весомые.

Тоже ещё проблема…

Заход в порт для военной эскадры по пути в зону возможных боевых действий - дело желательное, но не обязательное. В составе корабельной группы находятся два танкера проекта 1559-В общей вместимостью 14 тыс. тонн мазута. Продовольствия достаточно для обеспечения экипажей в течение нескольких месяцев. На борту «Кузнецова» есть мощная опреснительная установка. Дозаправка, судя по данным спутникового наблюдения, произведена в море, в районе о. Мелилья. Перекачка топлива - обычная рутинная работа моряков.

Впереди - встреча в Тартусе. Там точно проблем с мазутом не будет. И со всем остальным тоже.

Лучшие статьи по теме